Москва, Музейный городок ГМИИ им. А. С. Пушкина

Тема в разделе "Архитектура Москвы", создана пользователем UrbanAdmin, 10 Сентябрь 2016.

  1. UrbanAdmin

    UrbanAdmin Administrator

    Архитектурно-градостроительная концепция Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина разработана бюро «Меганом». В результате проведенного в 2014 году конкурса руководитель бюро Юрий Григорян стал главным архитектором Музейного городка.

    Музейный городок ГМИИ им. А.С. Пушкина - Ризосфера границы проектирования.jpg

    Название конкурсного проекта − «Ризосфера. Новое основание». Ризосфера Пушкинского Музея – это весь участок музея, объединённый в единое пространство, тонкая пленка, скрепляющая корни строений, плодородный слой городской культуры и искусства. Ризосфера - это не только дизайн, артефакт. Это основной протокол, который может изменяться во времени, новый закон, который, будучи однажды закодирован на территории музея, должен развиваться, учитывая изменяющиеся потребности времени и культуры, климата и города. Непротиворечиво объединяя и сливая воедино многочисленные слои ландшафта, старые и новые, действительно существующие и воображаемые, новая сфера призвана создать на территории городскую среду нового качества, сохраняющую дух исторического города и отличающую участок Музея.

    Музейный городок ГМИИ им. А.С. Пушкина - Ризосфера план участка.jpg

    Вступая в Ризосферу с любой стороны, посетитель сразу оказывается в пространстве Музея. Здесь все как в Москве и немного иначе – все здания становятся коллекцией архитектуры без единой раздражающей детали реставрации и вывесок, публичное пространство открыто и насыщенно искусством, а зимой на граните протаивает зимний маршрут. Дизайн Ризосферы собран из модульного гранитного мощения с чугунными т бронзовыми деталями, покрывающего всю мощенную часть Ризосферы – площади, бульвары, дворики и тропинки, а также из стен различной высоты, скамей, объектов навигации и информации, предметов искусства и сохранившихся и воссозданных элементов исторической среды. Важную часть составляет постоянно развивающаяся Коллекция Растений, где каждый ствол имеет номер и имя. Возможное расширения Ризосферы за счет сужения Волхонки позволит создать новый городской бульвар и тем самым парадный фасад музея, обращенный к реке.

    Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина - Ризосфера улица Волхонка.jpg

    Волхонка – новый бульвар
    Сужение недогруженной транспортом Волхонки до четырех или даже трех полос дает уникальную возможность связать в единую комфортную зону территории музея, Площадь Храма Христа Спасителя. Участок Ризосферы соединится с пешеходной платформой перед Патриаршим мостом, приблизит два выхода из метро – Кропоткинская и Боровицкая, станет естественным продолжением и завершением Бульварного Кольца. Музейному Городку нужен новый фасад и есть возможность создать его за счет нового бульвара и гранитного благоустройства Ризосферы.

    Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина - Ризосфера вид с Волхонки.jpg

    Границы Музея. Открытость
    Проект предполагает обозначение и усиление всех границ Ризосферы при сохранении общей прозрачности, проходимости и доступности территории. Крупные и высокие редко положенные гранитные скульптурные камни различной длины отделят тротуары от проезжей части, препятствуя парковке и защищая пешехода. Вместе с аллеей деревьев они создадут новый фасад Музея с Волхонки и защитят фасады Музея личных коллекций.

    Ризосфера по мере возможности стирает и размывает границы и мелкие препятствия без нарушения законодательства об охране памятников. Стираемая структура семи усадеб, огороженных заборами, с одной стороны, препятствует открытости территории, с другой помогает регулировать доступ в ночное время, как это происходит сейчас. Проектом предусмотрено символическое разрезание трёх участков некоторых ценных оград и удаление всех препятствий, не имеющих историко-культурной ценности.

    Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина - Ризосфера план площадок.jpg

    Площади / События
    Внутренние площади составляют главную и самую ценную часть мощенного покрытия Ризосферы для проведения мероприятий. Девять главных площадей связаны в единую цепь внутренними проходами, улицами и бульварами. Площади сформированы из тех участков территории, на которых нет необходимости создавать парки и скверы. Для лучшей ориентации и создания новой истории места площадям дадут названия, связанные с их особенностями или по именам находящихся на них элементов публичного искусства. В идеальной ситуации все площади Музея становятся постоянно открытыми городу городскими пространствами для сезонных мероприятий просветительской программы. Вся территория плато отдана публичному искусству. Музей задаёт высокий стандарт качества, приглашая к сотрудничеству лучших мировых и отечественных художников. Большая часть экспозиции сезонная или временная. Впоследствии возможно постепенное насыщение постоянной экспозиции плато.

    Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина - Ризосфера скамейки.jpg

    Скамьи. Места для собраний
    Плато Ризосферы насыщенно местами для сидения, что должно сделать это городское пространство популярным местом отдыха и проведения просветительских мероприятий. Открытость и доступность территории очень важны для сегодняшнего отношения горожан к публичному пространству и в конечном итоге привлечет к искусству большее количество москвичей и туристов.

    Ковер. Покрытие
    Рисунок модульного гранитного мощения с чугунными и бронзовыми деталями подчинен координатам Главного Здания и пронизывает всё плато Ризосферы. Сетка по-разному реагирует на препятствия – части охраняемого ландшафта, проезжую часть – иногда прерываясь, иногда подчиняя себе существующий ландшафт. Мощение имеет различную поверхность – от крупных плит на пешеходных зонах до мелкой брусчатки и гранитных досок на парковых дорожках. Все элементы благоустройства (скамейки, освещение, навигация) также подчиняются единой геометрии мощения и взаимодействуют с ней.

    Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина - Ризосфера покрытия.jpg

    Зимний план: Протаивание
    Зимой Ризосфера более закрыта, главным её отличием становится зимний план – подогрев части твердого покрытия, создающий связанный рисунок дорожек для безопасного и комфортного движения пешеходов. Система подогрева работает с использованием тепловыделения от вентиляции метрополитена, привлекая совсем незначительное количество энергии для работы. Система включается только в часы снегопада и экономит часть средств, предназначенных на уборку территории. Связанный безопасный маршрут позволяет проводит экскурсии в зимнее время. Остальная территория находится под снегом и не работает зимой.

    Коллекция деревьев Пушкинского Музея
    Все растения Пушкинского Музея составляют специальную коллекцию. Выбор растений – это история растительности Москвы разных её периодов. Существующие деревья составляют основу коллекции, новые по необходимости добавляются. Коллекция составляется с учетом сезонов и климата, учитывая круглогодичных цикл парка, цветение и зимний образ. Расположение коллекции растений на Ризосфере связано с расположением основных коллекций живописи, например, ближе к месту, где находятся импрессионисты, высажены кусты, изображённые на картинах Моне и Синьяка. Все растения пронумерованы и охраняются.

    Депозиторно-Реставрационный и Выставочный центр
    Историческое здание полностью сохраняется в объёме и реконструируется под программу выставочной части. Между ним и новым комплексом образуется новое городское пространство для лекций и уличной экспозиции. Комплекс нового центра разделен на две части, связанные общей подземной частью – Технологический Корпус, в котором находятся помещения для реставрации и хранения, и выставочный корпус – Агора, предназначенный для выставок – блокбастеров и служащий входом в подземное выставочное пространство. Оба корпуса являются частью Ризосферы, их стены служат для целей наружной экспозиции. Структура Агоры – многосветный Большой Зал, окружённый выставочными галереями, крытая городская площадь. Зал имеет много возможностей использования – служит входным залом для главной выставки, возможна экспозиция одного крупного объекта или инсталляции, который служит также парадным знаковым входом в подземный зал.

    Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина - Ризосфера Депозитарий.jpg

    Фасады Агоры выполнены из светопрозрачных панелей с использованием светло-серого мрамора. Технологический Корпус – это машина для хранения и реставрации, состоящая из двух объемов – Сейфа и Реставрационного. Сейф хранит самые ценные экспонаты Музея, связан большим лифтом с основным подземным хранилищем. Реставрационный Корпус совпадает по уровням с Сейфом, реставраторам будет удобно работать с теми предметами искусства, которые им нужны. Фасады Технологического Корпуса выполнены из серых алюминиевых панелей с тиснением толщиной 5-7мм для создания образа надежного хранилища.

    Открытый маршрут
    Проектом предлагается открытый маршрут для посетителей, связывающий основные выставочные пространства с наземной экспозицией и кафе музея на крыше Реставрационного Корпуса.

    Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина - подземная часть.jpg

    Высокое подземелье
    Подземная часть существующих зданий музейного комплекса и вновь проектируемых зданий объединяется посредством системы подземных переходов (тоннелей). Переход из главного здания в новый центр – важная часть общественного пространства Музея, по сути это выставочный зал. Проектом предлагается устроить там открытое хранение скульптур, слепков и предметов декоративно-прикладного искусства в специальных шкафах по всей длине перехода.

    Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина - Ризосфера 32квартал.jpg

    32 квартал
    Строительство на месте исторической заправки – самая дискуссионная часть проекта. Парковка на 100а/м для нужд Музея в 50 метрах от выхода в метро не кажется очевидной необходимостью на для самого комплекса, ни для города. Тем не менее, пытаясь следовать заданию, в проекте исследуется возможность строительства входного павильона на крыше подземной парковки с сохранением исторической заправки как экспоната. Павильон представляет из себя крытую площадь с амфитеатром, что увеличивает возможность использования пространства для лекций и концертов.

    Видео О проекте-победителе конкурса на разработку архитектурной концепции ГМИИ имени А.С. Пушкина


    Видео «Как изменится ГМИИ им. А.С. Пушкина»


    Источник: Ризосфера Пушкинского Музея
    Презентация проекта: Ризосфера. Новое основание. MEGANOM. 2014
     
  2. Дополните тему Расскажите о проектах в вашем городе

  3. UrbanAdmin

    UrbanAdmin Administrator

    Интервью: Юрий Григорян: новое основание для развития музея

    Юрий Григорян проект Меганом.jpg

    Архитектурное бюро «Проект Меганом» стало победителем конкурса на разработку архитектурной концепции развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. Основатель бюро, архитектор Юрий Григорян рассказал об особенностях конкурса и своем проекте.

    В первую очередь хотелось бы спросить о главных трудностях в работе над проектом, с которыми вам пришлось столкнуться.

    Недостатки комплекса Музея изобразительных искусств являются продолжением его достоинств. Сейчас в него входят семь городских усадеб хорошей сохранности, и это стало главным вызовом для нас. Посетители воспринимают как музей главное здание, построенное по проекту Клейна, но им непонятно, какие здания из окружения являются музейными, а какие нет. Поэтому главной нашей задачей стала идентификация этой зоны как музейной, чтобы посетители понимали, что они находятся в музейном квартале, а не просто в одном из исторических районов города.

    Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина - Ризосфера развертка улицы Волхонка.jpg Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина - развертка улицы Волхонка.jpg

    Что в вашем проекте стало главным лейтмотивом, объединившим разновременные здания в единое целое?
    Мы предложили концепцию ризосферы – это такое плато, почва, новое основание, которое все организует. По сути – концентрированная версия выставки, включающая и навигацию, и благоустройство – связующую ткань, отраженную в нашем генплане. Причем эта ризосфера живая: она изменяется, например, в зависимости от времени года. Это общественное пространство, оформленное особым образом, отличающееся от обычного благоустройства своим музейным характером. Вступая на эту территорию, посетители сразу понимают, где они находятся: это – земля музея.

    А что Вы думаете о проекте вашего предшественника Нормана Фостера, вокруг которого было так много полемики?
    Я считаю, что проект Фостера – это очень интересный проект. И надо признаться, что он во многом до сих пор определяет концепцию развития музея, потому что именно в нем появилась история подземных связей и другие моменты, которые фигурируют в современной концепции.

    Этот проект не был реализован потому, что Фостеру не были предоставлены ограничения, связанные с охраной наследия. Другая проблема была связана не с проектом, а с заказом: очень часто у нас заказывают концепции, которые потом не могут реализовать; заказчики просто не в силах это сделать.

    Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина - высокое подземелье.jpg

    Кстати, по поводу наследия: проект Сергея Скуратова был не принят, в том числе, и потому, что он предусматривает снос Кремлевской бензоколонки, построенной предположительно по проекту Алексея Душкина. А каким образом вы включили этот недавно выявленный памятник в генплан?
    Мы не считаем возможным инициировать его снос хотя бы потому, что это не было предусмотрено в техническом задании конкурса. Сам факт передачи бензоколонки музею представляет определенный курьез – она не нужна музею. Мы предложили оставить ее как есть и сделать экспонатом в летнем павильоне, который по нашему проекту должен здесь появиться.

    Случай с бензоколонкой показателен: в условиях конкурса нам нужно было находить ответы на ТЗ, но я уверен, что при разработке конкретных решений потребуется более глубокий анализ ситуации, и нам так или иначе придется корректировать многие моменты. Само техническое задание на этот участок не совсем учитывает современные городские реалии, в которых музей существует: например, в нем фигурирует подземная парковка на 100 машиномест, но ее невозможно реализовать в 50 метрах от метро.

    В своем выступлении на объявлении результатов конкурса директор ГМИИ Марина Лошак отметила как достоинства всех трех предложений, так и их недостатки. Будете ли вы брать что-то из проектов Владимира Плоткина и Сергея Скуратова?
    Вряд ли мы используем что-то из других проектов; я считаю неправильным заимствование – надо исправлять недостатки собственного. Более того, я пока не видел работ коллег за исключением нескольких картинок, по которым трудно судить о проекте. Поэтому я не могу их комментировать.

    Какие основные вопросы были заданы членами жюри и экспертного совета?
    Каждому из участников конкурса было отведено 40 минут на защиту своего проекта. Мы выступали первыми, и нам в основном достались вопросы, касающиеся технического задания, так как эксперты не всегда понимали сложность задачи объединения музея, разбросанного в разных зданиях, и не знали досконально самого ТЗ. Они увидели наши концепции, и что-то им показалось странным, требовавшим разъяснения. Например, Массимилиано Фуксас задавал вопросы, связанные с размещением главного входа на территорию в случае строительства нового здания: сколько там должно быть основных входов и прочее.

    Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина - Ризосфера высокое подземелье.jpg

    То есть одной из основных проблем в организации пространства было грамотное распределение потоков посетителей?
    При наличии такого количества зданий, разбросанных на обширной территории, трудно найти идеальное решение: у каждого здания свой вход и ориентация в городе. Мне кажется, наша концепция ризосферы адекватно отвечает на этот вопрос.

    Каким образом новое здание вписывается в музейный городок в вашем проекте?
    Мы предложили разбить это здание на два объема, чтобы создать проницаемость внутри квартала. В одном корпусе находятся общественные пространства – это так называемая агора, а второе – технологический корпус, где размещаются реставрация, хранение – все то, что связано с внутренней работой музея. Масштабы этих корпусов продиктованы размерами участка, а серый цвет для них – цветом главного здания музея. Использование такого цветового решения – это возможность создать ощущение целостного комплекса.

    Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина - Ризосфера подземная часть.jpg

    В конкурсной документации обозначен временной горизонт работ – 2020 год...
    По сути дела этот конкурс был направлен на выбор бюро, которое будет сопровождать деятельность музея по развитию на этот период в архитектурных аспектах. Совершенно очевидно, что и проект будут корректироваться в зависимости от тех или иных проблем, которые неизбежно возникнут при более вдумчивом рассмотрении территории и потребностей музея.

    Понятно, что это масштабный проект, который невозможно реализовать «за раз». Как Вы думаете, какую задачу вам придется решать в первую очередь?
    Я еще не очень вник в проблемы музея – мы только что выиграли конкурс. Первоочередной задачей считается реставрация главного корпуса, а для этого надо перевозить экспонаты в новое хранилище, которое предстоит построить, и лишь затем приступать к работам на старом здании.

    Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина - Ризосфера залы.jpg

    Честно говоря, я не вижу никаких проблем у Музея, которые мешают ему развиваться: Музей изобразительных искусств был и продолжает быть важным культурным местом на карте Москвы и мира, и его развитие, как мне кажется, не так сильно связано с новым строительством.

    Оригинал интервью здесь
     
  4. UrbanAdmin

    UrbanAdmin Administrator

    Заложен первый камень Музейного городка в ГМИИ им. Пушкина

    Первый камень Музейного городка в ГМИИ им. Пушкина.jpg

    9 сентября 2016 года состоялась церемония заложения первого камня в основание будущего депозитарно-реставрационного и выставочного центра Пушкинского музея. В нем будут расположены помещения для хранения порядка 700 тысяч экспонатов.

    Депозитарно-реставрационный и выставочный центр возведут к 2020 году, а полностью Музейный квартал будет готов к 2022 году. Проект предусматривает девять музейных зданий, в каждом из которых создадут пространства для постоянной экспозиции и временных выставок, фондохранилища, магазины, лекционные залы, общественные зоны, кафе. Например, под Галерею искусства старых мастеров будет реконструирована усадьба Вяземских-Долгоруковых, усадьба Голицыных — под Галерею искусства импрессионистов и постимпрессионистов, доходный дом Стуловых — под научно информационный центр. Главное здание тоже не избежит преобразований — его закроют на реконструкцию с 2019 по 2022 год.

    После завершения строительных работ площадь ГМИИ им. А. С. Пушкина увеличится более чем в два раза до 105 000 кв. м.

    Источник: Москомархитектура
     
  1. UrbanAdmin
  2. UrbanAdmin
  3. UrbanAdmin
  4. UrbanAdmin
  5. Елена Криницкая